Дистанционное обучение (2-я смена)
20.09.2021 г. (2-я смена)
Русский язык 6Б. Упр. 69 (выполнить синтаксический разбор предложений +морфологический разбор слов ,обозначенных знаком "3". Образец разбора повторите в папке по русскому языку)
Литература 6Б. Тема урока: «Песнь о Роланде» - французский героический эпос. Образ Роланда.
Прочитайте "Песнь о Роланде". Подготовьтесь к анализу произведения, используя вопросы (даны ниже).
К числу известных произведений средневековой литературы можно считать французскую героическую поэму «Песнь о Роланде». В этом произведении ярко отобразились характерные черты литературы Средневековья. Самые известные и популярные произведения средневекового героического эпоса – это «Песнь о моем Сиде» (исп.), «Песнь о Нибелунгах» (герм.), «Слово о полку Игореве» (слов.), «МахабхАрата» (древнеинд.), «Песнь о Беовульфе» (англо-саксонский), и, конечно же, невозможно представить средневековый героический эпос без французской поэмы «Песнь о Роланде». В каждом из этих произведений нашли отображения особенности национальной истории и культуры.
Вспомните, что такое «героический эпос»? (статья "Героический эпос народов мира" на стр.52 учебника)
В славянском героическом эпосе известен такой жанр как былины, в ирландском – это саги, а во французском?
Определите систему образов поэмы "Песнь о Роланде". Назовите персонажей поэмы.
Кто из названных героев является историческим лицом и это не вызывает сомнения?
Что вы знаете об этом правителе?
Кто такие мавры?
С каких событий начинается поэма?
От чьих рук погиб Роланд?
Кто такой Роланд в поэме? А кем был реальный прототип Роланда?
В поэме битва франков с маврами – это грандиозное событие? Сопоставьте, если поход длился несколько недель, погибло много франков – это успех?
Работа над образом Роланда.
С помощью каких средств автор создает образ героя?
Подумайте, как именно автор раскрывает образ Роланда?
В чем заключалась ошибка Роланда во время боя?
Почему он сразу не позвал на помощь короля Карла?
О каких чертах характера героя можно говорить?
Найдите из отрывков поэмы кто об этом сказал?
Какие черты характера отличают Оливье от Роланда?
Проблемный вопрос для дискуссии.
«Как вы думаете, прав ли был Роланд, когда не попросил помощь вовремя? Почему?
Можно ли оправдать какими-либо обстоятельствами его решение сразу не попросить помощь?
Как вы расцениваете его поступок – это тщеславие или боязнь показаться трусом.
Как вы думаете, Роланд – это отрицательный герой или положительный?
Как вы расцениваете слова Роланда: «Обязан каждый рыцарь за сеньора Терпеть и зной, и холод, и лишенья, Жалеть не должен кровь свою и тело». О чем это говорит?
Какая тема в связи с этим возникает в поэме?
Определите тему и идею поэмы, запишите в тетради.
Тема – изображение борьбы франков против иноверцев за Родину и христианскую веру.
Идея – восхваление борьбы французов против арабских завоевателей, верности королю и стране, осуждение предательства.
Русский язык 7Е. Повторите типы речи (памятка ниже). Выполните упр.52 (письменно).
Памятка «Типы речи»
1. Описание -
это такой тип речи, при помощи которого изображается (описывается) какой-либо
предмет или явление путём перечисления его временных или постоянных признаков.
(Содержание описания можно передать на одном фотокадре). В описании чаще всего
используются части речи, обозначающие качества, свойства предметов.
(Прилагательные, наречия).
Композиция описания:
I.
Общая
характеристика предмета описания.
II.
Признаки
предмета описания.
III.
Общая
оценка предмета описания.
Пример текста описания
«Небо было ясное,
чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны
розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая
в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские
растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не
взошедшего солнца».
2.
Повествование – это тип речи, в котором описываются
(рассказываются) события в определенной последовательности. (Что произошло?).
Для того чтобы передать динамику повествования чаще всего используются глаголы.
(Содержание повествования можно изобразить на нескольких фотокадрах).
Композиция повествования:
I.
Завязка
II.
Развитие
действия
III.
Кульминация
IV.
Развязка
Пример текста повествования
«Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего приятеля. (Завязка). Я увидел его издали. Он шёл пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему навстречу. Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому: но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: первый нумер достался ему, вечному любимцу счастия. (Развитие действия). Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплёвывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моём. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, – сказал я ему, – вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать...». – «Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а впрочем как вам угодно: выстрел ваш остаётся за вами; я всегда готов к вашим услугам». (Кульминация).Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен, и поединок тем и кончился». (Развязка).
3.
Рассуждение – это тип речи, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт, явление, говорится о причинах и
последствиях какого-либо факта, явления,события. Рассуждение представляет собой
ряд мыслей, изложенных в логической последовательности. Используются все части речи.
Композиция рассуждения:
I.
Тезис
(то, что нужно доказать)
II.
Аргументы
(доказательства)
III. Вывод
Пример текста рассуждения
Сейчас чтение — самый используемый способ передачи информации, а книга — её носитель. В чем же польза чтения, и есть ли она вообще? (Тезис).
Во-первых, постоянное чтение тренирует мозг. Когда ты читаешь, способ восприятия мира изменяется: ты начинаешь фантазировать, создаешь определённые «книжные» образы (мест, людей, событий). Книги улучшают память, расширяют кругозор, изменяют правописание, чтение учит концентрироваться на книге, и чем-либо вообще, повышает усидчивость, настроение.
Во-вторых, с чтением книг увеличивается твой словарный запас, появляется особый образ мышления, за счет чего мысли ясно выражаются и легко формулируются. В этом можно убедиться самому: после прочтения классического произведения легче с помощью слов выражать собственные мысли, из лексикона уходят разные слова-паразиты. (Аргументы).
Чтение — неотъемлемый процесс на стадиях формирования взрослой личности. Он начинается в раннем возрасте, сопровождает личность во время переживания внутренних проблем и духовного роста. Литература спасает от депрессий, задает нравственность и идеалы. Книги и чтение делают нас людьми. (Вывод).
Литература 7Е. Ребята, вы прочитали фрагменты романа Миге́ля де Серва́нтеса Сааведры «Хитроу́мный ида́льго Дон Кихо́т Лама́нчский». Письменно ответьте на вопросы (даны ниже). Тетради с ответами предоставить учителю на следующий урок литературы.
1.Каковы настоящие имена дон Кихота и Дульсинеи Тобосской?
2.Сколько лет было сеньору Алонсо Кехано, когда он решил стать рыцарем?
3. Что привлекало дон Кихота в рыцарских романах?
4. Из чего Дон Кихот сделал свой рыцарский шлем?
5. Как звали лошадь Дон Кихота и что обозначала эта кличка?
6. Что необходимо сделать рыцарю, чтобы иметь право называться странствующим рыцарем и
совершать подвиги?
7. За что купцы избили Дон Кихота?
8. После чего Санчо даёт своему хозяину имя Рыцарь Печального Образа?
9. Вспомните, каким образом у Дон Кихота вместо шлема оказывается медный тазик?
10.. Сколько было ветряных мельниц, которых дон Кихот принял за великанов?