Дистанционное обучение (1-я смена)

 12.01.2021 г.

Русский язык 5Б. Комплексное повторение. Подготовка к ВПР.

1. Задание 1 

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 Клюква яг..да очень п..лезная. Растёт она на б..лотах. Летом клюква посп..вает соком нал..вает..ся.(4) Собирают(2) её обыч..но поз..ней осен..ю.

Эта ягода облада..т уд..вительной особенност..ю. Она одновр..менно кислая и сла..кая. Но сладость в клюкв.. (3)  набирает..ся не сразу. Это случа..т..ся, когда она перележ..т зиму (под)снегом.

Как же её зимой достан..ш… Л..патой что ли снег ра(з/с)капывать Нет, буд..м ждать в..сну. В..сной снег в густых  ельн..ках держ..тся (до)конца апреля. Но в б..лотах всегда(1) т..плее. Там в это время снега уже (не)бывает вовсе. Поэтому знающие люди идут на (з/с)бор клюквы (не)осенью а в..сной.

2. Задание 2 

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

 

3. Задание 3 

Поставьте знак ударения в следующих словах:

 

фарфор, повторит, создала, щавель

4. Задание 4 

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.


Из высокой травы выглядывают шляпки подберёзовиков. 

5. Задание 5 

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

       1) Серёжа сообщил что сделает доклад о планетах Солнечной системы

2) По словам Серёжи доклад он готовил долго и тщательно

3) Какая планета самая большая в Солнечной системе Серёжа

4) Наталья Павловна сказала Серёжа подготовит доклад о современных исследователях космоса

6. Задание 6 

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

       1) К праздничному концерту мы готовим стихи и музыкальный номер.

2) По воскресеньям Оля с удовольствием занимается в театральной студии.

3) Подготовь-ка к спектаклю новый костюм и краски для грима.

4) Сегодня юные актёры мы будем репетировать первое действие спектакля.

7. Задание 7 

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

       1) Наступает долгожданная весна и освобождает от снега деревья.

2) Радостно светит солнышко и быстро тает на полях снег.

3) Мы идём по лесу уже два часа и почти не ощущаем усталости.

4) Красивый и могучий дуб рос на высокой горе.

8. Задание 8 

Определите и запишите основную мысль текста.

(Текст - это высказывание на определенную тему.Основная мысль текста (идея) - реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор.

Текст - это самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.

Чтобы текст был логически построенным и законченным, легко читался, люди используют абзацы. Каждый новый абзац содержит в себе новое высказывание, раскрывающее основную тему. Каждый абзац -  микротема, помогающая говорящему раскрыть через пример какую-то мысль, позволяющую слушателю понять суть высказывания. Сколько в тексте абзацев, столько и микротем.

Микротемы нужны для полного раскрытия темы.

Чтобы понять, что такое микротема, представьте себе коробку, на которой написано "подарок" и где лежат смартфон, конфеты и цветы. Подарок - это тема, а вещи, лежащие внутри и преподнесенные в дар, - это микротемы.

Как определяют основную мысль в тексте

Основная мысль заложена во всем тексте. Чтобы слушатель смог понять, в чем смысл высказывания, автор текста начинает развивать свою идею с самого начала, переходя от одной микротемы (абзаца) к другой. Когда рассказчик считает, что он полностью высказался по данной теме, он делает вывод и заканчивает свою речь.

Чтобы определить основную мысль текста нужно:

1.      Прочитать весь текст.

2.      Определить тему высказывания.

3.      Ответить на вопрос: Что именно сказал автор на эту тему.

4.      Вычитать каждый абзац, выбрав в нем главное предложение, подчеркнув его.

5.      Сократить выбранные предложения, оставив только словосочетания, в которых заключена важная информация, раскрывающая отношение автора к рассматриваемой теме.

6.      Соединить выбранный материал в одно-два предложения, используя различные средства связи, и создать ответ, в котором бы отразилась основная мысль текста.)

                                                                 Текст 2

(1)Считается, что защищают Отечество обычно мужчины. (2)Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые сражались за Россию с не меньшей храбростью. (3)В 1806 году молодая девушка Надежда Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще. (4)Переодевшись в мужскую одежду и представившись дворянином Александром Дуровым, она смогла поступить в уланский полк. (5)Девушка участвовала в сражениях наравне с другими воинами, а в бою с французами у города Гуттштадт Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.

(7)Правда, теперь главная тайна Надежды была случайно раскрыта, и вскоре про храбрую девушку узнал сам император Александр I. (8)Он пожелал встретиться с Надеждой Андреевной лично. (9)Встреча Дуровой с императором состоялась в декабре 1807 года. (10)Император вручил Дуровой Георгиевский крест и всё удивлялся храбрости и мужеству собеседницы. (11)Александр I предложил Надежде вернуться в родительский дом, но она гордо заявила: «Хочу быть воином!» (12)Император был поражён её решимостью и оставил Дурову в русской армии.

(13)В Отечественную войну 1812 года Надежда Дурова была произведена в чин поручика, командовала полуэскадроном. (14)Дурова участвовала во многих сражениях той войны. (15)Была она и под Смоленском, и на Бородинском поле. (16)Во время Бородинской битвы Дурова оказалась на передовой, получила ранения, но осталась в строю. (17)О своей службе в армии Надежда Дурова впоследствии рассказала в прекрасной книге «Записки кавалерист-девицы».

 

(По материалам Интернета)

9. Задание 9 

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Надежда Дурова мечтала о службе в русской армии? Запишите ответ.

 

10. Задание 10 

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3−6 текста. Запишите ответ.

(В русском языке существует три типа речи: повествование, описание и рассуждение.
Повествование — это тип речи, в котором описываются события в определённой последовательности.

Описание – это такой тип речи, в котором тема раскрывается с помощью характеристик – характеризуются предметы, явления природы, лица и так далее. Обычно это оформляется как перечисление признаков того, что описывается. Все описываемое происходит в момент речи, так что характерными чертами этого ее типа считаются статичность и определенность. В основном, к описанию относятся пейзаж, рассказ об обстановке или характеристика внешности человека.

Рассуждение – это текст, основанный на умозаключении, который имеет логическую структуру, состоящую из тезиса (то есть основного посыла), который потом раскрывается с помощью аргументов и завершается выводом.)

 

(3)В 1806 году молодая девушка Надежда Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще. (4)Переодевшись в мужскую одежду и представившись дворянином Александром Дуровым, она смогла поступить в уланский полк. (5)Девушка участвовала в сражениях наравне с другими воинами, а в бою с французами у города Гуттштадт Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.

11. Задание 11 

В предложениях 4−6 найдите слово со значением «героический поступок, важное для других действие». Выпишите это слово.

(4)Переодевшись в мужскую одежду и представившись дворянином Александром Дуровым, она смогла поступить в уланский полк. (5)Девушка участвовала в сражениях наравне с другими воинами, а в бою с французами у города Гуттштадт Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.

12. Задание 12 

В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его.

(1)Считается, что защищают Отечество обычно мужчины. (2)Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые сражались за Россию с не меньшей храбростью. (3)В 1806 году молодая девушка Надежда Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Для 5Б класса

Дистанционное обучение 14.05.2020 г. 5Д,Е