Дистанционное обучение (1-я смена)
12.01.2021 г.
Русский язык 5Б. Комплексное повторение. Подготовка к ВПР.
1. Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки,
вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Эта ягода облада..т уд..вительной
особенност..ю. Она одновр..менно кислая и сла..кая. Но сладость в клюкв.. (3)
набирает..ся не сразу. Это случа..т..ся, когда она перележ..т зиму (под)снегом.
Как же её зимой достан..ш… Л..патой что ли
снег ра(з/с)капывать Нет, буд..м ждать в..сну. В..сной снег в густых ельн..ках
держ..тся (до)конца апреля. Но в б..лотах всегда(1) т..плее.
Там в это время снега уже (не)бывает вовсе. Поэтому знающие люди идут на
(з/с)бор клюквы (не)осенью а в..сной.
2. Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
фарфор, повторит,
создала, щавель
4. Задание 4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Из высокой травы выглядывают шляпки подберёзовиков.
5. Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью.
(Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания.
Составьте схему предложения.
1) Серёжа сообщил что сделает доклад о планетах Солнечной системы
2) По словам Серёжи доклад он готовил
долго и тщательно
3) Какая планета самая большая в Солнечной
системе Серёжа
4) Наталья Павловна сказала Серёжа
подготовит доклад о современных исследователях космоса
6. Задание 6
Выпишите предложение, в котором необходимо
поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не
расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) К праздничному концерту мы готовим стихи и музыкальный номер.
2) По воскресеньям Оля с удовольствием
занимается в театральной студии.
3) Подготовь-ка к спектаклю новый костюм и
краски для грима.
4) Сегодня юные актёры мы будем
репетировать первое действие спектакля.
7. Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо
поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)
Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Наступает долгожданная весна и освобождает от снега деревья.
2) Радостно светит солнышко и быстро тает
на полях снег.
3) Мы идём по лесу уже два часа и почти не
ощущаем усталости.
4) Красивый и могучий дуб рос на высокой
горе.
8. Задание 8
Определите и запишите основную мысль
текста.
(Текст - это высказывание на определенную тему.Основная мысль текста (идея) - реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор.
Текст - это самая крупная единица
синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.
Чтобы текст был логически построенным и
законченным, легко читался, люди используют абзацы. Каждый новый абзац содержит
в себе новое высказывание, раскрывающее основную тему. Каждый абзац - микротема,
помогающая говорящему раскрыть через пример какую-то мысль, позволяющую
слушателю понять суть высказывания. Сколько в тексте абзацев, столько и
микротем.
Микротемы нужны для полного раскрытия
темы.
Чтобы понять, что такое микротема,
представьте себе коробку, на которой написано "подарок" и где лежат
смартфон, конфеты и цветы. Подарок - это тема, а вещи, лежащие внутри и
преподнесенные в дар, - это микротемы.
Как определяют основную мысль в тексте
Основная мысль заложена во всем
тексте. Чтобы слушатель смог понять, в чем смысл высказывания, автор текста
начинает развивать свою идею с самого начала, переходя от одной микротемы
(абзаца) к другой. Когда рассказчик считает, что он полностью высказался по
данной теме, он делает вывод и заканчивает свою речь.
Чтобы определить основную мысль текста
нужно:
1.
Прочитать весь текст.
2.
Определить тему высказывания.
3.
Ответить на вопрос: Что именно
сказал автор на эту тему.
4.
Вычитать каждый абзац, выбрав в нем главное предложение, подчеркнув его.
5.
Сократить выбранные предложения, оставив только словосочетания, в которых
заключена важная информация, раскрывающая отношение автора к рассматриваемой
теме.
6.
Соединить выбранный материал в одно-два предложения, используя различные
средства связи, и создать ответ, в котором бы отразилась основная мысль текста.)
(1)Считается, что защищают Отечество
обычно мужчины. (2)Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые
сражались за Россию с не меньшей храбростью. (3)В 1806 году молодая девушка
Надежда Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще.
(4)Переодевшись в мужскую одежду и представившись дворянином Александром
Дуровым, она смогла поступить в уланский полк. (5)Девушка участвовала в
сражениях наравне с другими воинами, а в бою с французами у города Гуттштадт
Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За свой подвиг Надежда была
награждена Георгиевским крестом.
(7)Правда, теперь главная тайна Надежды
была случайно раскрыта, и вскоре про храбрую девушку узнал сам император
Александр I. (8)Он пожелал встретиться с Надеждой Андреевной лично. (9)Встреча
Дуровой с императором состоялась в декабре 1807 года. (10)Император вручил
Дуровой Георгиевский крест и всё удивлялся храбрости и мужеству собеседницы.
(11)Александр I предложил Надежде вернуться в родительский дом, но она гордо
заявила: «Хочу быть воином!» (12)Император был поражён её решимостью и оставил
Дурову в русской армии.
(13)В Отечественную войну 1812 года
Надежда Дурова была произведена в чин поручика, командовала полуэскадроном.
(14)Дурова участвовала во многих сражениях той войны. (15)Была она и под
Смоленском, и на Бородинском поле. (16)Во время Бородинской битвы Дурова
оказалась на передовой, получила ранения, но осталась в строю. (17)О своей
службе в армии Надежда Дурова впоследствии рассказала в прекрасной книге
«Записки кавалерист-девицы».
(По материалам
Интернета)
9. Задание 9
Какой факт, по мнению автора текста,
свидетельствует о том, что Надежда Дурова мечтала о службе в русской армии?
Запишите ответ.
10. Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в
предложениях 3−6 текста. Запишите ответ.
(В
русском языке существует три типа речи: повествование, описание и рассуждение.
Повествование — это тип речи, в котором описываются события в определённой
последовательности.
Описание – это такой тип речи, в котором тема
раскрывается с помощью характеристик – характеризуются предметы, явления
природы, лица и так далее. Обычно это оформляется как перечисление признаков
того, что описывается. Все описываемое происходит в момент речи, так что
характерными чертами этого ее типа считаются статичность и определенность. В
основном, к описанию относятся пейзаж, рассказ об обстановке или характеристика
внешности человека.
Рассуждение – это текст, основанный на умозаключении, который
имеет логическую структуру, состоящую из тезиса (то есть основного посыла),
который потом раскрывается с помощью аргументов и завершается выводом.)
(3)В 1806 году молодая девушка Надежда
Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще.
(4)Переодевшись в мужскую одежду и представившись дворянином Александром
Дуровым, она смогла поступить в уланский полк. (5)Девушка участвовала в
сражениях наравне с другими воинами, а в бою с французами у города Гуттштадт
Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За свой подвиг Надежда была
награждена Георгиевским крестом.
11. Задание 11
В предложениях 4−6 найдите слово со значением «героический поступок, важное для других действие». Выпишите это слово.
(4)Переодевшись в мужскую одежду и
представившись дворянином Александром Дуровым, она смогла поступить в уланский
полк. (5)Девушка участвовала в сражениях наравне с другими воинами, а в бою с
французами у города Гуттштадт Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За
свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.
12. Задание 12
В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его.
(1)Считается, что защищают Отечество
обычно мужчины. (2)Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые
сражались за Россию с не меньшей храбростью. (3)В 1806 году молодая девушка
Надежда Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще.
Комментарии
Отправить комментарий