Дистанционное обучение (2-я смена)

 12.01.2021 г.

Русский язык 6Е.  Учебник русского языка , часть 2: §55. Упр. 320 (письменно), упр. 321 (устно).

Выполненные задания мне отправлять не нужно. 

Литература 6Е. Познакомьтесь с биографией поэтов Югры - Григория Лазарева и Марии Вагатовой, их произведениями. О чем эти стихотворения?

Григорий Дмитриевич Лазарев (1917-1979 годы) – журналист, писатель, основоположник хантыйской литературы. Родился 27 октября 1917 года в деревне Большой Атлым Октябрьского района в семье рыбака и охотника.

В 1937 году в окружной газете были напечатаны первые стихотворения поэта-ханты. Литературные обработки народных песен и легенд он публиковал в рукописном фольклорно-этнографическом и литературно-искусствоведческом альманахе «Советский Север».

После окончания Ханты-Мансийского педагогического училища в 1938 году заведовал начальной школой. В 1939-1941 годах работал редактором национальной страницы в газете «Остяко-Вогульская правда». В 1940 году Омское областное книжное издательство выпустило в свет сборник «Хантыйская и мансийская поэзия», в котором были опубликованы и произведения Григория Дмитриевича.

С первых дней Великой Отечественной войны до 1947 года Г.Д. Лазарев служил в Советской Армии. После войны и армейской службы он окончил Высшую партийную школу, работал заместителем редактора окружной газеты «Ленинская правда» по отделу народов Крайнего Севера, первым редактором окружной газеты «Ленин пант хуват».

Его стихотворения печатались в журналах, альманахах и коллективных сборниках «На рубеже», «Советская Арктика», «Сибирские огни», включены в 200-томное издание Всемирной литературы.

В последние годы жизни Григорий Лазарев первым из литераторов ханты начал писать прозу. Автор сборника рассказов для детей на хантыйском языке «Ас мувны» – «На обской земле» (1960 год), книги «Сорненг тов» – «Золотой конь» (1966 год), сборника «Рассказы и сказки старого Ики» (1963 год) на русском языке.

Фольклорист, создатель кружка национального творчества (1937), ставшего прообразом будущего городского литературного объединения Остяко-Вогульска, Виктория Вячеславовна Сенкевич (Гудкова) так писала о творчестве Г.Д. Лазарева: «У Григория Лазарева нет предшественников, так как у ханты не было художественной литературы, ее функции выполняет только устное народное творчество. К этому роднику народной поэтики и обратился молодой поэт… Нынешние стихи Лазарева – это уже настоящие поэтические произведения, первые ласточки зарождения хантыйской художественной литературы».

Лиственница

Видишь, лиственница встала

На скале береговой,

Небо синее достала

Непокорной головой.

Есть преданье, что когда-то

Обессилевший старик

К ней добрался в час заката,

Прислонился к ней на миг.

И услышал: «Сын мой милый,

Я хочу тебе сказать:

От меня займи ты силы,

Благо, мне не занимать!»

Отдохнул старик душою,

И наутро помогло

Совладать ему с волною

Лиственничное весло.

Стал надежен на охоте

Крепкий лиственничный лук.

Вот и славится в народе

Это дерево, как друг!

Мария Вагатова (настоящее имя — Мария Кузьминична Волдина; родилась 28 декабря 1936 годаЮильск, Березовский район, Ханты-Мансийский автономный округ) — первая хантыйская поэтесса, сказительница, почётный гражданин Югры, лауреат Литературной премии УрФО, Всероссийской литературной премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, международных премий имени Катрена и «Югра».

 

Родилась 28 декабря 1936 года на реке Курьёх, вблиз деревни Юильск Березовского района (ныне Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа) в семье оленеводов.

Закончила Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище в 1955 году, а затем педагогический факультет Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена в 1971 году.

Преподавательскую деятельность начала учительницей начальных классов в Казымской восьмилетней школе, затем заведующей Казымским интернатом Березовского района в 1955—1968 годах. Работала в Ханты-Мансийском педагогическом училище в 1968—1971 годах. С 1971 года работала литературным работником в редакции окружной газеты «Ленинская правда» (по рекомендации Ханты-Мансийского окружного комитета КПСС), затем заместителем редактора по национальному выпуску. В 1974—1991 годах редактор окружной газеты «Ленин пант хуват». С 1991 года главный редактор окружной редакции национальных газет «Ханты Ясанг» и «Луима сэрипос».

Занималась общественной работой, избиралась депутатом в сельские, районные, окружные Советы. В 1962 году в КПСС была заместителем секретаря, секретарем первичных партийных организаций в селе Казым, редакции, типографии и книготорга. В 1978—1982 годы была заведующей женотделом окружкома КПСС, секретарем ОК КПСС по идеологии. Курировала вопросы здравоохранения, народного образования, культуры и руководила окружной прессой. Особое внимание уделяла вопросам материнства и детства, детям-сиротам, ветеранам тыла и войны. Была сопредседателем и членом Совета старейшин Ханты-Мансийского автономного округа.

Позже стала возглавлять Совет ветеранов при депутатской Ассамблее коренных малочисленных народов Севера Думы округа, член Правления Общества финно-угорских писателей, член Совета старейшин Правления Фонда финно-угорских культур, членом Союза журналистов СССР с 1973 года, член\ Союза журналистов Российской Федерации, членом Союза писателей России.

Мария Вагатова -первая женщина-журналистка и женщина-редактор из хантыйского народа, первая поэтесса-ханты. По ее инициативе и при участии в 1975 году вышла первая пластинка хантыйских песен, вместе с артистами театра «Теремок» ею впервые был поставлен кукольный спектакль по хантыйским сказкам. Основатель первого семейного фольклорно-этнографического народного ансамбля «Ешак най» в 1986 году, который в 2004 году стал лауреатом Всероссийского II Сибирского фестиваля-конкурса Мировой музыки «Саянское кольцо»

Произведения Волдиной вошли во учебники по хантыйскому языку. Она является одним из авторов учебника по хантыйскому языку для педучилищ. Авторские песни и танцы М. К. Волдиной исполняются в школах и детских садах. Они вошли в репертуар самодеятельных художественных коллективов.

Участница различных международных финно-угорских форумов в Сыктывкаре, Кудымкаре, Дебрецене (Венгрия), Будапеште (Венгрия), Эспоо (Финляндия), Ювяскюле (Финляндия), Таллине (Эстония), а также шести международных финно-угорских фестивалей, пяти всемирных форумов: в Норвегии, Германии, Японии, Москве и в Ханты-Мансийске во Всемирной шахматной Олимпиаде.

Северная сказка

 

В тундре бескрайней уснула пурга

Сколько не смотришь снега да снега.

К дому родному  не легкий маршрут,

Редкой цепочкой олени бегут.

Юный погонщик на нартах сидит,

Ровно по насту упряжка бежит.

В ритме широких шагов вожака

Звон колокольчика слышен слегка.

Чуют олени и дом и ночлег,

Звонко хрустит под копытами снег

Инеем дышат оленьи бока

Знают, тверда у каюра рука.

С неба струится мерцающий свет,

Мир в голубое сиянье одет.

Вышла над белой равниной луна,

Белой медведицей бродит она.

Все предо мною, как сон наяву,

Здесь я родился, здесь я живу.

Царство волшебное, чудо-страна,

Северной сказкой зовется она.

 Русский язык 6Д. Повторение. Подготовка к ВПР.

1. Задание 1 

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

                                                                              Текст 1

                                                                          Лотос

Лотос символ ч..стоты и благ..родства. Он произр..стает в иле и мутной воде но (не)загрязня..тся ими(4). С лотосом можно ср..внить людей которые себя (не)запятнали, (не)пок..рились злу и т..жёлой судьбе.

Зацв..та..т лотос в июле в августе в тихих прудах. Толпы уд..влённых, восх..щающихся людей с утра(3)  до вечера (не)покидают б..рега в..д..ёмов(1). Изящ..ными оч..ртаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным  шелестом лист..ев лотос прои(с/з)вод..т (не)изгладимое впеч...тление.

Лотос друг со..нца п...сали(2)  в св..щенных книгах (И/и)ндии. К сожалению, ч..дес..ный цв..ток ч..рует зрителей только три дня. Но уже на ч..твёртый день пр(е/и)красные цв..тки вянут. И только лист..я его, как зонтики, прод..лжают ст..ять на в..де

 

(102 слова.)

2. Задание 2 

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

 

3. Задание 3 

В выделенном предложении найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, выпишите эти слова. Объясните причину такого несоответствия.

 

Зацв..та..т лотос в июле в августе в тихих прудах.

 

4. Задание 4 

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Статуя, завидно, гербы, брала.

5. Задание 5 

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 

В тихий зимний день выйдеш.. в лес на лыжах дыш..ш.. и не надыш..ш..ся.

6. Задание 6 

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Ничто не нарушает спокойствия вечера.

2) На темном небе непрерывно начинают вспыхивать новые звезды.

3) Сентябрь время боровиков груздей рыжиков и белянок.

4) Малиновка щебетала четко весело звонко.

Выполненные задания мне отправлять не нужно. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дистанционное обучение (1-я смена)

Для 5Б класса

Дистанционное обучение 14.05.2020 г. 5Д,Е